Как «пробить» потолок в выручке и повысить производительность персонала на 40%?
Одна из важнейших задач предприятий — поддержание основных фондов в работоспособном состоянии. Для этого необходимо проведение технического осмотра оборудования, которое поможет выявить и устранить возможные нарушения и неполадки, и обеспечит бесперебойную эксплуатацию.
Оптимизировать процессы технического осмотра и обслуживания оборудования позволяют автоматизированные системы, благодаря которым появляется возможность принимать обоснованные решения и эффективно управлять ТОиР.
Что входит в понятие технического осмотра оборудования?
Технический осмотр оборудования — это неотъемлемая часть комплекса профилактических мероприятий, которые необходимы для диагностики его текущего технического состояния. Осмотр состоит из визуального, измерительного контроля, оценки шумов, вибраций, степени нагревания деталей и других методов обследования и мониторинга.
Во время проведения осмотра делаются соответствующие записи о его результатах. Они могут быть дополнены фотографиями узлов и деталей для фиксации выявленных дефектов. Кроме этого, проводится идентификация дефектов и повреждений по типам и классам (усталость, износ, деформация и т.д.) для дальнейшего определения причины появления неисправности и степени ее влияния на текущее состояние оборудования.
Зачем проводить технический осмотр?
Такой контроль фактического состояния производственных фондов в совокупности с другими методиками технической диагностики, позволяет:
- количественно оценить параметры, которые характеризуют нормативное или работоспособное техническое состояние оборудования;
- сделать выводы о наличии неисправностей, которые могут повлечь за собой отказ или аварийный выход из строя оборудования;
- определить требуемый состав работ и запланировать мероприятия по обслуживанию и ремонту;
- увеличить срок эксплуатации оборудования за счет снижения скорости развития или устранения дефектов в начальной стадии их возникновения;
- исключить вторичные повреждения узлов и деталей, которые могут возникнуть в результате выхода из строя смежных элементов;
- предотвратить возникновение издержек, связанных с ликвидацией последствий аварий и отказов;
- повысить коэффициент готовности оборудования, что обеспечивает возможность увеличения объемов производства и снижения себестоимости продукции.
Технические осмотры позволяют решать множество задач по повышению эффективности техобслуживания и ремонта, поэтому их проведение является обязательной составляющей системы ТОиР, которую мы подробно разбирали в предыдущей статье.
Место осмотров в системе техобслуживания и ремонтов
Чаще всего на предприятиях используется система планово-предупредительных работ, которая состоит из следующих элементов:
- Межремонтное обслуживание. Это повседневные профилактические мероприятия, включающие контроль за соблюдением норм технической эксплуатации, ежедневные осмотры, чистку, смазку, настройку и регулирование, своевременное устранение незначительных неисправностей. Все работы проводятся регулировщиками, наладчиками и производственными работниками без остановки производства в период запланированных перерывов.
- Профилактические осмотры. Плановые осмотры вносятся в график через определенные промежутки времени, которые установлены регламентом для каждого объекта с учетом утвержденных нормативов. В некоторых случаях могут назначаться внеплановые осмотры. Например, при значительном износе оборудования, после капремонта, при длительном перерыве в эксплуатации и т.д.
- Ремонты. В зависимости от объема необходимых работ ремонты классифицируют как текущий или капитальный. Капремонт требует наибольшего объема работ с полной разборкой, очисткой и промывкой оборудования, заменой изношенных запчастей, регулировкой и настройкой. Период между капремонтами называют межремонтным циклом, во время которого проводятся межремонтное обслуживание, плановые и внеплановые осмотры, текущие ремонты.
Нормативные документы и регламенты
Эффективность системы осмотров, техобслуживания и ремонтов оборудования зависит от используемой на предприятии нормативной базы, соответствия норм условиям эксплуатации оборудования, а также ведения электронной базы объектов с детальной информацией об особенностях обслуживания, предыдущих ремонтах и текущем техническом состоянии.
Точность имеющихся данных и используемых нормативов определяют расходы компании на проведение комплекса работ по техобслуживанию и ремонту оборудования, а также уровень производственных издержек, связанных с его неисправностью.
Для технического обслуживания оборудования необходимы следующие нормативы:
- техническая документация, описывающая его конструкцию, параметры и требования к эксплуатации;
- инструкции по эксплуатации и техобслуживанию, содержащие, в том числе, информацию о порядке монтажа, наладки, обслуживанию и ремонту;
- документы, определяющие требования к квалификации и компетенции работников, осуществляющих техобслуживание;
- нормы и стандарты, регламентирующие осмотры, техобслуживание и ремонт, в том числе частоту проведения работ, длительность межремонтного цикла, допустимые отклонения от нормативных значений и т.д.;
- нормативы, определяющие трудоемкость ремонта, необходимые для ремонтных работ запасные части, детали, узлы и агрегаты.
Весь этот комплекс нормативной документации служит основой для долгосрочного планирования осмотров, техобслуживания и ремонтов. По мере уточнения информации о текущем состоянии оборудования, в планы вносятся необходимые изменения и формируются более детальные расписания работ.
Автоматизация осмотров и обслуживания оборудования
Ручное управление системой осмотров, техобслуживания и ремонтов требует больших затрат времени и, как правило, оказывается неэффективным из-за частых аварий и простоев или из-за избыточного обслуживания.
Внедрение автоматизированной системы СНАРЯД | FSM для управления техобслуживанием и ремонтом оборудования, позволяет повысить точность планирования и прозрачность процессов, а также найти способы для их оптимизации.
Основные задачи, которые решает СНАРЯД | FSM:
- Планирование. В системе используются технологии искусственного интеллекта, которые позволяют составлять оптимальные графики работ с учетом доступности персонала, компетенций, закрепления за объектом или активом.
- Контроль. Система помогает контролировать сотрудников технической службы, в том числе, во время их перемещений и нахождении на объектах, а также отслеживать выполнение работ в режиме реального времени.
- Улучшение качества обслуживания. Решение позволяет оперативно реагировать на неисправности, минимизируя простои оборудования и улучшая качество его обслуживания.