Планирование технического обслуживания

25.12.2022
Время чтения: 15 мин.

От эффективности технического обслуживания зависит надежность работы оборудования, частота и продолжительность простоев, а значит и сроки изготовления продукта, а также себестоимость производства. При этом на поддержку его в исправном состоянии уходит значительная часть бюджета предприятия.

В статье расскажем о том, какие инструменты используются для повышения эффективности управления ремонтами и техническим обслуживанием и оптимизации затрат на проведение этих мероприятий.

Содержание:
  1. Элементы ТОиР
  2. Проблемы техобслуживания и ремонтов на производственных предприятиях
  3. Как преодолеть проблемы в области ТОиР?
  4. Автоматизация с помощью СНАРЯД | FSM

Элементы ТОиР

Цель мероприятий по техническому обслуживанию — обеспечение максимальной подготовленности производственного оборудования к использованию при оптимальных расходах, удовлетворительном качестве и соблюдении необходимых требований безопасности. Они включают совокупность связанных между собой организационных и технических мер, которые направлены на поддержание постоянной доступности, эффективности и функциональности оборудования.

Правила для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в деятельности по обеспечению работоспособности оборудования, определяются системой ТОиР, которая включает в себя следующие элементы:

  • Объекты ТОиР — это станки, линии, машины и другие активы, обеспечивающие производственную деятельность предприятия, которые нуждаются в техобслуживании и периодическом ремонте для выполнения своих функций.
  • Средства ТОиР — это запчасти, инструментальная оснастка и расходные материалы, которые предназначены проведения технического обслуживания и ремонта производственных активов.
  • Технический персонал — сотрудники, которые выполняют ТО и ремонт производственных активов, поддерживая работоспособность оборудования.
  • Техническая документация — чертежи, справочники, инструкции, технологические карты по ремонту и другие документы, которые устанавливают порядок выполнения и качество работ по поддержанию требуемого состояния оборудования.
  • Программное обеспечение — решения, которые направлены на автоматизацию ремонтов и техобслуживания. Сейчас предприятиям доступны решения разного уровня, в том числе сложные современные системы автоматизации с использованием искусственного интеллекта.

Проблемы техобслуживания и ремонтов на производственных предприятиях

В сфере техобслуживания и ремонта оборудования большинство производственных предприятий сталкиваются с типичными проблемами.

Неэффективное планирование

На многих предприятиях практикуется формальный подход к планированию ТОиР, при котором годовой график работ формируется на основе предыдущих графиков без внесения каких-либо изменений. При подобном подходе не учитываются реальное техническое состояние оборудования, его остаточный ресурс, наработка, история поломок и другие важные факторы.

Некачественное долгосрочное и оперативное планирование может быть обусловлено и недостатком информации об актуальном состоянии оборудования. Если обходчики и техники при проведении измерений, составлении протоколов и фиксации замечаний используют бумажные носители, оперативность таких данных существенно снижается, что чревато серьезными последствиями для надежности оборудования. Кроме этого, при последующем их перенесении на другой носитель возникают ошибки, искажения или потеря части информации.

Непрозрачность работы персонала

Много трудностей возникает в процессах управления персоналом, поскольку при отсутствии контроля исполнительской дисциплины отслеживать обходы, проведение ТО и ремонтов невозможно. В результате работа сотрудников становится полностью непрозрачной — отсутствует информация о том, был ли специалист в нужное время возле оборудования, и выполнил ли требуемый перечень работ в полном объеме.

Некачественные работы

Отсутствие необходимых для технического обслуживания навыков у персонала является одной из причин некачественных работ, низкой производительности и повышения затрат. Поэтому при оперативном планировании и распределении заданий необходимо учитывать квалификацию специалистов.

Кроме этого, на многих предприятиях отсутствует система контроля и оценки качества проведенных работ по ТОиР и эффективности сервисной службы, что приводит к их некачественному исполнению и необходимости повторных ремонтов одного и того же узла в течение определенного периода.

Использование устаревшей стратегии ТОиР

Наиболее распространены две стратегии проведения ремонтов:

  • Ремонт по отказу — подход, при котором служба ТОиР работает с оборудованием только в случае его выхода из строя, а плановое техобслуживание не проводится. В этом случае у предприятия появляются дополнительные риски и потери, связанные с долгими простоями и дорогостоящим ремонтом.
  • Планово-предупредительный ремонт — стратегия, предусматривающая заблаговременное определение состава, объемов и периодичности проведения работ до наступления отказа оборудования. Недостатки этой стратегии заключаются в использовании устаревших нормативов, игнорировании фактических условий работы и состояния оборудования. При календарном подходе работы часто проводятся раньше, чем это действительно необходимо, что ведет к росту затрат предприятия.

Необоснованность затрат

При формальном подходе к планированию графиков невозможно обосновать затраты на ТОиР и точно рассчитать бюджет. Это приводит либо к утверждению бюджета в размере большем, чем это фактически необходимо, либо к его необоснованному сокращению.

При первом варианте на складе скапливаются невостребованные запчасти, которые приобретают, руководствуясь не требованиями текущей ситуации, а желанием обезопасить себя на случай сокращения финансирования.

При втором сценарии средства ограниченного бюджета перераспределяются между единицами оборудования без анализа важности каждого агрегата для производственного цикла и оценки последствий его аварийной остановки.

Как преодолеть проблемы в области ТОиР?

При наличии на предприятии множества единиц оборудования, которое подлежит контролю состояния, обслуживанию и периодическим ремонтам, эффективно управлять мероприятиями ТОиР можно только с помощью специализированных компьютерных программ. Это особенно актуально, если оборудование распределено по множеству территориально удаленных объектов.

Автоматизация предполагает совершенствование процессов управления ремонтами для повышения показателей их эффективности, помогает оптимизировать затраты, повысить надежность оборудования и обеспечить стабильность работы предприятия.

За счет чего достигается повышение эффективности при автоматизации ТОиР:

  • Повышение качества планирования. Основой планирования в системах управления ТОиР является процесс автоматического формирования графиков ремонтных работ и распределения нарядов. Это позволяет снизить трудоемкость планирования, а также избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.
  • Доступность данных по оборудованию. В автоматизированных системах хранятся все необходимые данные по производственным активам и истории обслуживания. Кроме этого, с помощью мобильного приложения для обходчиков и технического персонала актуальная информация сразу заносится в систему и становится доступной для анализа.
  • Эффективное управление персоналом. Автоматизация повышает прозрачность процессов ТОиР. В первую очередь это касается сотрудников — системы обеспечивают контроль их перемещений, фиксацию выполненных работ и затраченных ресурсов. За счет такой схемы повышается исполнительская дисциплина персонала.
  • Оптимизация затрат. В результате автоматизации планирования предприятие получает достоверные графики ТО и ремонтов, на основании которых проводится обоснованное планирование затрат.
  • Повышение качества ТОиР. Мониторинг показателей качества работ помогает избегать аварийных ситуаций и повторных ремонтов, а значит — дополнительных незапланированных расходов.

Автоматизация с помощью СНАРЯД | FSM

Система СНАРЯД | FSM предназначена для эффективного управления техобслуживанием и ремонтом оборудования. Функционал системы включает:

  • Ведение справочника объектов. В СНАРЯД | FSM отражается информация по оборудованию и история проведенных мероприятий.
  • Автоматическое оптимизационное планирование и назначение нарядов исполнителям. Оптимизировать графики работ позволяет использование технологий искусственного интеллекта. В системе предусмотрена возможность установки целевых параметров для автоматического планирования, учета наличия ресурсов, необходимых для проведения работ, а также оперативная корректировка планов при поступлении срочных заданий.
  • Распределение нарядов с учетом компетенций. В СНАРЯД | FSM ведется учет компетенций сотрудников, чтобы при распределении заданий автоматически подбирался персонал с нужными навыками.
  • Мобильное приложение для сотрудников. Позволяет отслеживать перемещения сотрудников и выполнение запланированных мероприятий, быстро передавать исполнителям срочные наряды и оперативно обмениваться информацией.
  • Контроль качества. В системе реализован многофакторный контроль качества выполнения техобслуживания и ремонта, а также предусмотрена возможность проведения служебных расследований для выявления причин аварийных ситуаций.
  • Формирование аналитических отчетов. Эта функция упрощает анализ информации, помогает быстро находить слабые места в работе и устранять недочеты.
Поделиться статьей:
История успеха компании ICL

Как «пробить» потолок в выручке и повысить производительность персонала на 40%?

КЕЙСЫ, ФАКТЫ, ЦИФРЫ
27.06.2023
Автоматическая диспетчеризация
Успех бизнеса, связанного с выездным сервисным обслуживанием, зависит от использования современных технологий. Именно они обеспечивают компаниям возможность повышать эффективность работы мобильного персонала и диспетчерской службы, оптимизировать бизнес-процессы, улучшать качество обслуживания. Содержание: Тенденции рынка выездного обслуживания Драйверы развития рынка Искусственный интеллект (AI) в сервисном обслуживании Автоматическая диспетчеризация Тенденции рынка выездного обслуживания Характерная черта современного периода — […]
20.06.2023
Оптимизация бизнес-процессов
Основная задача любого бизнеса заключается в получении прибыли, размер которой во многом зависит от организации бизнес-процессов. В работе всех компаний есть проблемные места, которые необходимо оптимизировать, поскольку они снижают общую продуктивность и скорость выполнения задач, а также увеличивают издержки за счет неэффективного использования ресурсов. В этом материале расскажем о том, как современные методы оптимизации бизнес-процессов […]
12.06.2023
Цифровая трансформация бизнеса и бизнес-процессов
Современный мир требует от бизнеса радикальных изменений. Хорошо отлаженные процессы, которые работали вчера, сегодня теряют актуальность. Возникает необходимость глобальной перестройки бизнес-модели на основе цифровых технологий. Компании, которые не готовы к изменениям, рискуют потерять свои позиции на рынке, не выдержав конкуренции в условиях постоянного роста потребительских запросов. Что такое цифровая трансформация бизнес-процессов, и как она помогает […]
05.06.2023
Стандарты обслуживания клиентов
Сервисные компании постоянно ищут новые ресурсы для повышения конкурентоспособности, удержания имеющихся и привлечения новых клиентов. Поскольку современные потребители становятся все более требовательными, а конкуренция растет, качество сервиса переходит в разряд основных критериев, по которому они оценивают компании. Корпоративные стандарты обслуживания клиентов — эффективный инструмент, который позволяет получить конкурентное преимущество и максимально удовлетворить потребителя. Содержание: Цели […]
26.05.2023
Учет и управление ТМЦ на предприятии
Товарно-материальные ценности — одна из основных разновидностей затрат в любой организации, независимо от ее масштабов и сферы деятельности. Это активы компании, которые требуют контроля, тщательного ведения документации о передвижениях и обеспечения их рационального использования. В статье расскажем о способах и инструментах организации учета ТМЦ на предприятии. Содержание: Учет товарно-материальных ценностей — понятие, цели и задачи […]
19.05.2023
Виды сервисного обслуживания
Сервисное обслуживание — многогранное понятие, которое характеризуется разнообразием видов деятельности. К ним относятся услуги, связанные с удовлетворением потребности индивидуального клиента (медицинские, клининговые, доставка и т.д.), а также услуги, предназначенные для бизнеса. В статье подробно разберем, что такое сервисное обслуживание, рассмотрим его основные виды и их особенности. Содержание: Что такое сервисное обслуживание? Основные виды сервисного обслуживания […]
12.05.2023
Что такое бизнес-процессы предприятия?
Для эффективного решения организационных и коммерческих задач, компании выстраивают бизнес-модели, которые состоят из связанных друг с другом процессов, охватывающих все сферы деятельности. Они позволяют лучше контролировать и координировать работу компании на всех уровнях, быстро выявлять проблемы и проводить оптимизацию. В статье подробно разберем, для чего нужны бизнес-процессы, как они классифицируются, и какие элементы входят в […]
04.05.2023
Планово-предупредительный ремонт (ППР) ТОиР
Использование планово-предупредительного ремонта оборудования — один из эффективных способов снижения производственных потерь, который позволяет повысить надежность основных фондов, сократить количество аварий и простоев. В статье рассмотрим особенности этой стратегии, расскажем, что такое план-график ППР, а также опишем функционал современных инструментов, предназначенных для автоматизации ТОиР. Содержание: Что такое планово-предупредительный ремонт? Учет объектов ТОиР Планирование ППР Реализация […]
29.04.2023
Автоматизация бизнес-процессов нефтегазовой компании
Автоматизация нефтегазовых предприятий — главный тренд отрасли, который будет оставаться актуальным еще долгое время. В результате применения инновационных технологий компании получают возможность повысить эффективность деятельности, оптимизировать бизнес-процессы, добиться существенной экономии ресурсов и сократить риски возникновения нештатных ситуаций. Содержание: Что дает автоматизация предприятиям нефтегазовой отрасли? Направления автоматизации предприятий нефтегазовой отрасли Автоматизация производства Автоматизация бизнес-процессов Автоматизация процессов […]

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для Вас. Подробнее

Приглашаем принять участие в онлайн-конференции “Будущее выездного сервиса в России в условиях импортозамещения” Подробнее
Х