NPS индекс потребительской лояльности

20.02.2023
Время чтения: 12 мин.

Отношение клиентов — это одна из самых важных метрик в бизнесе. Для наиболее эффективного взаимодействия компании и потребителей, нужно постоянно проводить исследования уровня лояльности, которые позволяют определить мотивы поведения клиентов, и факторы, формирующие позитивное и негативное впечатление. Эта информация помогает устранить недостатки в работе и выявить потенциал для роста.

Рассмотрим, что такое индекс потребительской лояльности, как его определить и как использовать для развития бизнеса.

Содержание:
  1. NPS — что это за показатель?
  2. Достоинства и недостатки использования индекса лояльности клиентов
  3. Как происходит расчет?
  4. Как внедрить измерение индекса?
  5. Как повысить NPS?

NPS — что это за показатель?

Net Promoter Score — индекс лояльности клиентов, демонстрирующий отношение потребителей, уровень удовлетворенности от взаимодействия с компанией, качества предоставляемых услуг или продукции, а также востребованность компании на рынке.

Индекс потребительской лояльности NPS взаимосвязан с прибылью, которую получает компания, и ее конкурентоспособностью. Лояльные клиенты наиболее ценны, поскольку они характеризуются:

  • наличием желания повторно обращаться в компанию;
  • позитивным отношением к покупке дополнительных услуг;
  • желанием советовать компанию близким и знакомым;
  • готовностью давать отзывы, обратную связь, тестировать новые услуги и продукты.

Компания, которая хочет достигнуть высокого уровня удовлетворенности клиентов, должна учитывать потребительскую оценку. Исследование этого показателя помогает:

  • Понять настроение потребителей. Приверженность и вовлеченность потребителей — индикатор качественной и эффективной работы компании. Низкий уровень NPS сигнализирует о том, что необходимо искать недочеты в работе и корректировать бизнес-процессы.
  • Отслеживать изменения. Анализ динамики индекса NPS позволяет оценивать эффективность мер, направленных на повышение удовлетворенности потребителей, результативность маркетинговых мероприятий и т.д. Регулярные опросы для вычисления индекса потребительской лояльности служат хорошей дополнительной мотивацией для персонала компании.
  • Повышать конкурентоспособность. Отслеживание динамики NPS позволяет гибко реагировать на изменения рынка, улучшать обслуживание и качество предлагаемых услуг в соответствии с меняющимися потребностями, превращать недовольных клиентов в лояльную аудиторию. Работая над повышением лояльности имеющейся аудитории потребителей, компания расширяет базу потенциальных клиентов и свою долю на рынке.

Достоинства и недостатки использования индекса лояльности клиентов

Способ измерения потребительской лояльности с использованием индекса NPS имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам относятся:

  • Простота. Измерение NPS включает проведение анкетирования, которое занимает несколько секунд, — клиентам нужно ответить только на один вопрос. Простая формула расчета не требует кропотливой обработки информации.
  • Доступность. Затраты на организацию опроса и проведение расчетов очень небольшие, при этом компания получает данные, необходимые для управления потребительской лояльностью, и увеличения дохода.
  • Универсальность. Методика NPS адаптирована для бизнеса любого масштаба из разных сфер. Она эффективно используется как предприятиями, которые предоставляют услуги, так и производителями товаров.
  • Эффективность. Метод измерения NPS используют многие компании. При правильном подходе она помогает добиться положительных результатов.
  • Сопоставимость. Зная индекс NPS, компания может сравнивать свои результаты с результатами конкурентов, которые часто находятся в открытом доступе. Это дает возможность увидеть главные тенденции на рынке и проанализировать положение компании.

У метода есть недостатки. В первую очередь они заключаются в обобщенности метрики NPS. Методика позволяет только увидеть общую картину, но не показывает причины изменения потребительской лояльности, поэтому ее необходимо применять в комплексе с другими инструментами.

Вторая проблема связана с тем, что индекс не на 100% достоверно отражает уровень лояльности. Потребители, которые преданы компании, всегда готовы ответить на вопросы, а самые недовольные клиенты часто отказываются от участия в анкетировании, поэтому их мнение не учитывается. Кроме этого, показатель NPS подвижен, поэтому его необходимо отслеживать постоянно. Даже на небольшие технические проблемы клиенты могут отреагировать негативно, в результате чего индекс лояльности временно снизится.

Как происходит расчет?

Классический метод расчета индекса лояльности потребителей основан на одном вопросе потребителю, который должен оценить вероятность, что он будет рекомендовать компанию родным, близким и друзьям. Оценка происходит по десятибалльной шкале, в которой ноль означает «Не буду рекомендовать ни в коем случае», а десять — «Обязательно рекомендую».

Для более глубокого анализа сильных и слабых сторон бизнеса, в анкету можно добавить открытые вопросы, уточняющие причину такой оценки, например:

  • Какие улучшения могли бы повысить вашу оценку?
  • Что понравилось больше всего?

Все полученные ответы разделяются на три группы в зависимости от выбранной оценки:

  • 0-6 — критики. В этом сегменте находятся потребители, которые остались недовольны взаимодействием с компанией. Они готовы уйти к конкурентам и могут нанести существенный урон имиджу, распространяя отрицательные отзывы. При опросе критиков обязательно необходимо выяснять, что именно стало причиной их негативного отношения, и устранять выявленные проблемы.
  • 7-8 — нейтралы. Это потребители, не испытывающие недовольства, но равнодушные к компании. Они не будут оставлять негативных отзывов, но и не посоветуют ее своему окружению. Такие клиенты пользуются услугами, поскольку они в определенной степени удовлетворяет их потребности, при этом они легко переходят к конкурентам, если их предложение окажется более выгодным.
  • 9-10 — промоутеры. Группа лояльных потребителей, высоко оценивающая работу компании. Они готовы обращаться повторно, сотрудничать на долгосрочной основе, советовать компанию друзьям и знакомым, оставлять положительные отзывы.

Фактически индекс лояльности клиентов — это разница между количеством сторонников и критиков компании в процентном соотношении. Расчет NPS производится по формуле:

NPS = (число промоутеров — число недовольных) / число опрошенных * 100 %.

Величина индекса, полученного в ходе расчетов, может находиться в диапазоне от 100 до -100. Как можно трактовать результаты:

  • Меньше 0. Если показатель ниже нуля, это означает высокую неудовлетворенность клиентов и большие риски для предприятия. Это значит, что компания регулярно допускает критические промахи, связанные с качеством обслуживания или продукции. В этом случае нужно проделать большую работу по исправлению ситуации.
  • От 0 до 30. Этот уровень NPS считается удовлетворительным — в деятельности компании существуют положительные стороны, но многие процессы можно улучшить.
  • От 30 до 50. Это достаточно высокий показатель, демонстрирующий, что у компании много сторонников и преданных клиентов. Тем не менее, стоит держать ситуацию под контролем, чтобы поддерживать этот уровень.
  • Более 50. Отличный результат, который свидетельствует о прочных позициях предприятия на рынке. На практике такого показателя добиваются не многие.

Как внедрить измерение индекса?

В измерениях NPS должно быть заинтересовано руководство компании. Чтобы управлять уровнем потребительской лояльности, и оказывать влияние на динамику индекса, необходима готовность к изменениям существующих принципов работы и постоянным улучшениям бизнес-процессов.

Способы проведения опросов могут быть любыми: формы на сайтах, e-mail-рассылки, мессенджеры, всплывающие окна и push-уведомления, sms-опросы, телефонные звонки и т.д.

Проводить опрос можно с определенной периодичностью — раз в год, квартал или месяц. Многие компании предлагают клиентам ответить на вопросы об удовлетворенности качеством обслуживания каждый раз после оказания услуги. Это увеличивает вероятность получения правдивых ответов и дает большую базу данных для анализа.

Например, сервисные компании, имеющие в штате выездных сотрудников, обслуживающих объекты клиентов, могут проводить анкетирование с помощью системы СНАРЯД | FSM. Это решение, которое предназначено для автоматизации управления сервисным обслуживанием и мобильным персоналом.

Как повысить NPS?

Единственный путь, ведущий к увеличению лояльности, связан с улучшением качества продукции и обслуживания, которые должны превосходить ожидания клиентов. В большинстве случаев этого можно добиться только при использовании современных инструментов, предназначенных для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности работы.

Для сервисных компаний таким инструментом является система СНАРЯД | FSM — специализированное программное обеспечение, которое делает работу выездных специалистов прозрачной и контролируемой, оптимизирует график работы и позволяет повысить их производительность.

Как использование системы СНАРЯД | FSM помогает повысить удовлетворенность клиентов:

  • быстрая обработка всех поступающих обращений, 100% отсутствие пропущенных и забытых заявок;
  • своевременное устранение неисправностей или оказание любых других услуг за счет автоматического отслеживания соблюдения SLA;
  • устранение проблем клиента за один выезд благодаря назначению нарядов специалистам с нужной квалификацией, обеспечению их необходимыми инструментами, чек-листами и информационной поддержкой для качественного выполнения работ.
Поделиться статьей:
История успеха компании ICL

Как «пробить» потолок в выручке и повысить производительность персонала на 40%?

КЕЙСЫ, ФАКТЫ, ЦИФРЫ
27.06.2023
Автоматическая диспетчеризация
Успех бизнеса, связанного с выездным сервисным обслуживанием, зависит от использования современных технологий. Именно они обеспечивают компаниям возможность повышать эффективность работы мобильного персонала и диспетчерской службы, оптимизировать бизнес-процессы, улучшать качество обслуживания. Содержание: Тенденции рынка выездного обслуживания Драйверы развития рынка Искусственный интеллект (AI) в сервисном обслуживании Автоматическая диспетчеризация Тенденции рынка выездного обслуживания Характерная черта современного периода — […]
20.06.2023
Оптимизация бизнес-процессов
Основная задача любого бизнеса заключается в получении прибыли, размер которой во многом зависит от организации бизнес-процессов. В работе всех компаний есть проблемные места, которые необходимо оптимизировать, поскольку они снижают общую продуктивность и скорость выполнения задач, а также увеличивают издержки за счет неэффективного использования ресурсов. В этом материале расскажем о том, как современные методы оптимизации бизнес-процессов […]
12.06.2023
Цифровая трансформация бизнеса и бизнес-процессов
Современный мир требует от бизнеса радикальных изменений. Хорошо отлаженные процессы, которые работали вчера, сегодня теряют актуальность. Возникает необходимость глобальной перестройки бизнес-модели на основе цифровых технологий. Компании, которые не готовы к изменениям, рискуют потерять свои позиции на рынке, не выдержав конкуренции в условиях постоянного роста потребительских запросов. Что такое цифровая трансформация бизнес-процессов, и как она помогает […]
05.06.2023
Стандарты обслуживания клиентов
Сервисные компании постоянно ищут новые ресурсы для повышения конкурентоспособности, удержания имеющихся и привлечения новых клиентов. Поскольку современные потребители становятся все более требовательными, а конкуренция растет, качество сервиса переходит в разряд основных критериев, по которому они оценивают компании. Корпоративные стандарты обслуживания клиентов — эффективный инструмент, который позволяет получить конкурентное преимущество и максимально удовлетворить потребителя. Содержание: Цели […]
26.05.2023
Учет и управление ТМЦ на предприятии
Товарно-материальные ценности — одна из основных разновидностей затрат в любой организации, независимо от ее масштабов и сферы деятельности. Это активы компании, которые требуют контроля, тщательного ведения документации о передвижениях и обеспечения их рационального использования. В статье расскажем о способах и инструментах организации учета ТМЦ на предприятии. Содержание: Учет товарно-материальных ценностей — понятие, цели и задачи […]
19.05.2023
Виды сервисного обслуживания
Сервисное обслуживание — многогранное понятие, которое характеризуется разнообразием видов деятельности. К ним относятся услуги, связанные с удовлетворением потребности индивидуального клиента (медицинские, клининговые, доставка и т.д.), а также услуги, предназначенные для бизнеса. В статье подробно разберем, что такое сервисное обслуживание, рассмотрим его основные виды и их особенности. Содержание: Что такое сервисное обслуживание? Основные виды сервисного обслуживания […]
12.05.2023
Что такое бизнес-процессы предприятия?
Для эффективного решения организационных и коммерческих задач, компании выстраивают бизнес-модели, которые состоят из связанных друг с другом процессов, охватывающих все сферы деятельности. Они позволяют лучше контролировать и координировать работу компании на всех уровнях, быстро выявлять проблемы и проводить оптимизацию. В статье подробно разберем, для чего нужны бизнес-процессы, как они классифицируются, и какие элементы входят в […]
04.05.2023
Планово-предупредительный ремонт (ППР) ТОиР
Использование планово-предупредительного ремонта оборудования — один из эффективных способов снижения производственных потерь, который позволяет повысить надежность основных фондов, сократить количество аварий и простоев. В статье рассмотрим особенности этой стратегии, расскажем, что такое план-график ППР, а также опишем функционал современных инструментов, предназначенных для автоматизации ТОиР. Содержание: Что такое планово-предупредительный ремонт? Учет объектов ТОиР Планирование ППР Реализация […]
29.04.2023
Автоматизация бизнес-процессов нефтегазовой компании
Автоматизация нефтегазовых предприятий — главный тренд отрасли, который будет оставаться актуальным еще долгое время. В результате применения инновационных технологий компании получают возможность повысить эффективность деятельности, оптимизировать бизнес-процессы, добиться существенной экономии ресурсов и сократить риски возникновения нештатных ситуаций. Содержание: Что дает автоматизация предприятиям нефтегазовой отрасли? Направления автоматизации предприятий нефтегазовой отрасли Автоматизация производства Автоматизация бизнес-процессов Автоматизация процессов […]

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для Вас. Подробнее

Приглашаем принять участие в онлайн-конференции “Будущее выездного сервиса в России в условиях импортозамещения” Подробнее
Х