Как «пробить» потолок в выручке и повысить производительность персонала на 40%?
По данным аналитической компании Mordor Intelligence глобальный рынок обслуживания технологического оборудования растет в среднем на 2,19% в год, при этом во многих страх мира наблюдается дефицит технических кадров. Эта проблема актуальна и для российского рынка — квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми навыками, недостаточно для удовлетворения кадровых потребностей отрасли.
Нехватка специалистов особенно остро ощущается на фоне ужесточения требований к надежности технологического оборудования, усложнения используемых технологий и растущей потребности в постоянном и качественном обслуживании.
Причины дефицита кадров
Можно выделить и глобальные причины дефицита кадров, которые повлияли на рынок труда многих развитых стран, и те, которые характерны только для России.
Демографические изменения
Наиболее острая нехватка кадров отмечается в странах, которые пережили демографический переход — быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего произошло сокращение трудоспособного населения. К ним относятся, в том числе, страны Европы, США, Канада, Австралия, Южная Корея.
В России причиной нехватки кадров стали негативные демографические процессы, которые происходили в 90-х и нулевых годах, когда показатель смертности значительно превышала рождаемость.
Последствиями этих процессов стало резкое сокращение работников в возрасте от 25 до 35 лет — категории специалистов, которые уже имеют профессиональный опыт и, при этом, могут быстро приспосабливаться к новым условиям и технологиям. Существенно сократилось и количество начинающих специалистов в возрасте 20-24 лет — за последние 10 лет их стало меньше на 5 млн.
Значительное влияние на рынок труда и демографическую ситуацию оказала и пандемия, вызвавшая избыточную смертность, в том числе, трудоспособного населения, смену интенсивности труда части переболевших, распространение удаленного формата работы.
Социальные и экономические факторы
У молодых людей не пользуются популярностью рабочие и инженерно-технические специальности — в 2023 году многие вузы после приемной кампании заявили о недоборе на бюджетные места. Причина такого низкого интереса кроется в росте престижа более современных профессий. Кроме этого, сказалось значительное сокращение промышленного и научного потенциала страны в 90-е годы, когда большое количество инженеров и техников оказались невостребованными на рынке труда.
Среди причин дефицита квалифицированных сотрудников в сфере техобслуживания оборудования также можно выделить несоответствие заработной платы и реальной стоимости профессиональных знаний и навыков. При этом, на фоне высокого спроса требования кандидатов меняются, возрастают их зарплатные ожидания.
Технологический прогресс
Работодатели сталкиваются не только с дефицитом кадров, но и со снижением качества их подготовки. Современное технологическое оборудование характеризуется высокой технологичностью, поэтому от персонала требуется соответствующий уровень знаний, навыков и профессиональная экспертиза, которую не дают образовательные учреждения.
Как справиться с нехваткой специалистов?
Обеспечение качественного техобслуживания технологического оборудования имеет стратегическое значение для бизнеса. Неправильное проведение работ ведет к увеличению простоев, потере прибыли и сокращению жизненного цикла дорогостоящей техники. Чтобы дефицит инженеров и техников не стал причиной подобных проблем, необходимо кардинально менять подходы к организации процессов техобслуживания оборудования.
Привлечение сервисных компаний и подрядчиков
В условиях дефицита кадров предприятиям нецелесообразно содержать собственные сервисные службы для поддержания работоспособности техники, поскольку они потребуют больших усилий от специалистов по подбору персонала и значительных затрат на содержание штата квалифицированных техников.
Для решения технических вопросов высокого уровня сложности, которые должны выполнять опытные инженеры, выгоднее привлекать специализированные службы. Сервисные компании, в свою очередь, для оптимизации расходов на персонал могут привлекать подрядчиков, в штате которых есть специалисты нужной квалификации для решения тех или иных задач.
Цифровизация
Наиболее эффективным способом борьбы с кадровым голодом является внедрение технологий, позволяющих автоматизировать процессы управления обслуживанием оборудования и техническим персоналом.
Для этих целей разработана российская система СНАРЯД | FSM, основанная на технологиях искусственного интеллекта. Ее использование позволяет повысить продуктивность выездных инженеров, техников и диспетчеров, обеспечивает оптимальное использование трудовых и материальных ресурсов, способствует росту эффективности и увеличению прибыли сервисной компании.
В системе СНАРЯД | FSM предусмотрены офисная часть, мобильное приложение для технических специалистов, личный кабинет клиента и кабинет подрядчика, что обеспечивает максимально эффективное взаимодействие всех сторон, участвующих в рабочем процессе.
Обучение и поддержка сотрудников
Сервисные компании, столкнувшиеся с дефицитом кадров, должны обеспечить быструю адаптацию новых сотрудников, а также постоянное развитие навыков, компетенций и повышение квалификации.
Благодаря мобильному приложению системы СНАРЯД | FSM выездные специалисты получают постоянный доступ к данным об объекте, инструкциям и технической документации, который позволяет проводить качественное техобслуживание и ремонт технологического оборудования. Если сотруднику потребуется помощь в процессе выполнения работ, он может быстро связаться с офисом, чтобы получить недостающую информацию.
Привлечение и удержание сотрудников
Для привлечения и удержания сотрудников в первую очередь необходимо обеспечить конкурентоспособный уровень заработной платы. Его могут себе позволить только компании с высокой рентабельностью и стабильной клиентской базой, которые постоянно работают над повышением эффективности бизнес-процессов и сокращением издержек.
Для современного рынка труда характерно распространение удаленного формата работы, при котором технические специалисты могут не посещать офис для получения задач, сдачи отчетов и решения других вопросов. Минимизировать поездки в офис можно с помощью мобильного приложения, в котором отражаются все актуальные задачи и информация для их качественного выполнения, а также предусмотрена возможность отправки отчетов сразу после выполнения работ.
В условиях дефицита кадров цифровизация становится единственным инструментом, который позволяет сервисным компаниям сокращать издержки, обеспечивать качественное обслуживание технологического оборудования и эффективно использовать потенциал сотрудников.