Как «пробить» потолок в выручке и повысить производительность персонала на 40%?
Использование планово-предупредительного ремонта оборудования — один из эффективных способов снижения производственных потерь, который позволяет повысить надежность основных фондов, сократить количество аварий и простоев. В статье рассмотрим особенности этой стратегии, расскажем, что такое план-график ППР, а также опишем функционал современных инструментов, предназначенных для автоматизации ТОиР.
Что такое планово-предупредительный ремонт?
ППР (планово предупредительный ремонт) — это ряд мероприятий по осмотру, обслуживанию и ремонту, которые проводятся в плановом порядке по установленному графику через определенные интервалы времени, до того, как оборудование выйдет из строя. Периодичность мероприятий может определяться с учетом особенностей оборудования, интенсивности его эксплуатации или рекомендаций производителя.
Система планово предупредительных ремонтов (ППР) — это одна из стратегий ТОиР, которая подразумевает предотвращение преждевременного износа деталей, и поддержание их в рабочем состоянии. Основная характерная черта этой стратегии заключается в том, что состав проводимых работ, их объем, периодичность, длительность и связанные с ними затраты носят системный характер и планируются заранее.
Система планово-предупредительных ремонтов призвана предотвратить поломки и аварийные отказы оборудования, которые вызывают простои, образование брака и дополнительные издержки, связанные с их устранением. Таким образом, основными задачами системы ППР являются:
- поддержание необходимых технических и технологических характеристик имеющегося оборудования;
- увеличение межремонтного срока его эксплуатации;
- снижение расходов на ремонт оборудования и ликвидацию последствий возможных аварий;
- обеспечение экономической эффективности использования оборудования.
В комплекс мероприятий стратегии ППР входят:
- Внутрисменное обслуживание. Оно проводится производственным персоналом на рабочих местах в течение смены, а также дежурными сотрудниками ремонтного подразделения. Перечень мероприятий предусматривает проведение технических осмотров оборудования на закрепленных участках, систематическое наблюдение за его работой, отслеживание показаний контрольно-измерительных приборов, контроль степени нагрева узлов и т.д.
- Плановые профилактические осмотры. Эти работы проводятся персоналом ремонтного подразделения по расписанию после того, как оборудование отработает определенное количество времени. Осмотры назначаются с целью диагностики общего состояния оборудования и его отдельных узлов, выявления скрытых дефектов и оценки необходимости проведения ремонтных работ.
- Текущие ремонты. Система ППР включает проведение плановых ремонтных работ, состав и объем которых заранее определены, а также послеосмотровых ремонтов, которые включают в график на основе сведений о состоянии оборудования, полученных при предварительном техосмотре.
- Капитальные ремонты. Это комплекс мероприятий, которые проводятся для полного восстановления ресурса оборудования, и могут сочетаться с частичной или полной его модернизацией. Капитальный ремонт предусматривает остановку и разборку станков, замену всех изношенных или непригодных к эксплуатации запчастей, настройку механизмов. Он проходит в строго определенное время по графику за исключением аварийных ситуаций, когда требуется внеплановое проведение работ.
К достоинствам стратегии планово-предупредительных ремонтов относятся:
- значительное снижение количества аварийных простоев;
- возможность проведения ремонтных работ по графику, который согласован с производственным расписанием;
- точное прогнозирование расходов на ремонт оборудования, закупку необходимых запчастей и материалов;
- повышение безотказности оборудования и коэффициента его технического использования.
Учет объектов ТОиР
Эффективность системы ППР во многом зависит от наличия актуальной информации об объектах обслуживания, совершенства нормативной базы и точности принятых на предприятии нормативов. Поэтому для планирования мероприятий ТОиР необходима база данных обслуживаемого оборудования.
Учет объектов ТОиР предполагает подробное описание каждой единицы оборудования:
- введение общей информации, серийных номеров, эксплуатационных и технических параметров;
- определение перечня, количества и последовательности всех видов выполняемых ремонтных работ и расчет продолжительности каждой операции;
- определение квалификации сотрудников ремонтного подразделения для каждого вида работ;
- составление списка требуемых запчастей и материалов;
- прикрепление схем, чертежей и изображений объектов;
- составление инструкций и руководств.
Для поддержания базы данных в актуальном состоянии информация об объектах должна регулярно обновляться и дополняться. Для этого в нее вносится информация об отказах, выявленных дефектах, проведенных ремонтных работах, фактически израсходованных запчастях и материалах и т.д.
Таким образом, по каждой единице оборудования формируется история обслуживания, которая позволяет отслеживать статистику по отказам, оценивать частоту поломок для своевременной замены изношенных деталей, планировать потребности в запчастях и материалах, анализировать эффективность проведенных мероприятий. Подобная стратегия необходима не только при использовании системы ППР, но и при реализации других стратегий, которые мы подробно разбирали в статье о ТОиР.
Планирование ППР
В системе ППР предусмотрено формирование долгосрочных планов и текущих графиков ремонта оборудования, которые основываются на нормативах, определяющих регулярность, длительность и трудоемкость ремонтных работ.
На первом этапе предусмотрено составление плана планово-предупредительного ремонта ППР на год. Этот документ определяет виды и объемы работ с разбивкой по месяцам. Сроки проведения ремонта или осмотра для каждой единицы оборудования определяются по календарю планового периода с учетом фактического времени, которое было отработано оборудованием. В этом случае к дате последнего ремонта прибавляется заданное количество времени фактической наработки, которое должно пройти между ремонтами.
На основании годового плана-графика появляется возможность определить:
- численность ремонтных рабочих и фонд их заработной платы;
- потребность в запчастях и материалах;
- плановые остановки оборудования для проведения работ;
- себестоимость ремонтных работ.
На следующем этапе планирования на базе годового плана составляются графики на месяц, в которых перечень работ детализируется, распределяется по дням и, при необходимости, корректируется с учетом результатов осмотров. Графики, в свою очередь, служат основой для формирования нарядов исполнителям.
Реализация стратегии планово-предупредительного ремонта оборудования
Для эффективной реализации стратегии ППР используются автоматизированные системы управления, которые дают возможность оптимизировать процессы ТОиР, сделать их прозрачными для контроля и анализа, повысить качество работ и сократить затраты на обслуживание оборудования. К таким системам относится СНАРЯД | FSM — современное российское решение на базе технологий искусственного интеллекта.
В СНАРЯД | FSM предусмотрены:
- Создание справочника обслуживаемых объектов. В СНАРЯД | FSM можно создать базу данных имеющегося оборудования, в которой будет отражена подробная информация, необходимая для планирования и проведения работ.
- Автоматическое планирование. В системе реализована возможность долгосрочного и краткосрочного планирования. Планы и графики регулярного обслуживания формируются автоматически с учетом заданной периодичности, при этом учитываются приоритетность задач, наличие необходимых запчастей и материалов, квалификация персонала и другие критерии. При возникновении необходимости в проведении внеплановых работ, можно быстро внести нужные корректировки.
- Мобильное приложение для сотрудников ремонтной службы. Мобильное приложение представляет собой полноценное рабочее место для сотрудников, которые постоянно перемещаются между объектами. Это дежурный оперативный персонал, осуществляющий осмотры, ремонтные и аварийные бригады, выездные сервисные инженеры. Мобильное приложение позволяет повысить эффективность их работы за счет предоставления в удаленном режиме всей информации по объектам, обеспечения оперативной связи с диспетчерской службой, отказа от заполнения бумажной отчетности. Кроме этого, использование мобильного приложения позволяет организовать эффективную систему контроля выполнения обязанностей оперативным персоналом, фиксировать реальное местоположение сотрудников и отслеживать качество проводимых работ.
Внедрение системы СНАРЯД | FSM позволяет повысить производительность диспетчеров и мобильного технического персонала, обеспечивает оптимизацию затрат и положительно влияет на качество выполняемых работ.