Оптимизация бизнес-процессов

20.06.2023
Время чтения: 5 мин.

Основная задача любого бизнеса заключается в получении прибыли, размер которой во многом зависит от организации бизнес-процессов. В работе всех компаний есть проблемные места, которые необходимо оптимизировать, поскольку они снижают общую продуктивность и скорость выполнения задач, а также увеличивают издержки за счет неэффективного использования ресурсов. В этом материале расскажем о том, как современные методы оптимизации бизнес-процессов помогают достичь стратегических целей компании и добиться максимально возможных результатов.

Содержание:
  1. Что такое бизнес-процессы: определение
  2. Зачем нужна оптимизация?
  3. Методы оптимизации бизнес-процессов
  4. Как оптимизировать бизнес-процессы?

Что такое бизнес-процессы: определение

Бизнес-процессы — это цепочка стандартных операций, которая помогает получить заданный результат. Они многократно повторяются и выполняются в определенной последовательности. У каждого бизнес-процесса своя функция — управленческая, производственная или вспомогательная, но все они направлены на достижение единой цели — создание ценности для клиента и получение прибыли. Подробнее понятие «бизнес-процессы» мы разбирали в предыдущей статье.

Чтобы компания работала с максимальной эффективность, все действия в этой цепочке должны быть полезными — направленными только на получение нужного результата. На практике часто можно наблюдать другую картину, когда выполнение бизнес-процесса замедляется из-за ненужных действий — согласований, заполнения отчетов, исправления ошибок и т.д.

Еще одна распространенная проблема связана с отсутствием четких инструкций по выполнению бизнес-процессов, когда сотрудники не понимают, как им действовать в той ли иной ситуации, и кто ответственен за решение конкретных вопросов. В результате руководство постоянно вовлекается в решение текущих рабочих проблем и не может сосредоточиться на стратегических задачах.

Основная цель оптимизации — привести бизнес-процессы к оптимальному состоянию, чтобы при минимальных усилиях и затратах достигался максимальный эффект.

Зачем нужна оптимизация?

Необходимость в оптимизации деятельности возникает на разных этапах развития компании и по разным причинам. Основными предпосылками к перестройке бизнес-процессов являются:

  • Низкая клиентская удовлетворенность. Низкое качество продукции или услуг, ошибки, которые совершают сотрудники, и задержки в выполнении заказов приводят к недовольству клиентов, потере их доверия и снижению конкурентоспособности компании на рынке. Как правило, причина кроется в неоптимальных бизнес-процессах — некачественном планировании, недостаточном контроле, неэффективной координации.
  • Неэффективное взаимодействие. Внутренние коммуникации между различными подразделениями и сотрудниками не должны вызывать сложностей или задержек в работе. Эффективность падает при разрозненных бизнес-процессах, когда вместо отлаженной системы присутствуют отдельные действия, которые разные сотрудники выполняют их по-своему, а также при недостаточном обмене информацией и конфликтах между отделами, дублировании операций, избыточном контроле.
  • Нечеткое разделение ответственности. Границы зон ответственности между участниками или подразделениями должны быть четко определены в рамках бизнес-процессов. При этом, любое подразделение или сотрудник получают право и обязанность инициировать необходимые компании процессы в рамках своей зоны ответственности. В противном случае будут возникать задачи, для которых каждый раз нужно искать исполнителей, в результате чего работы будут проводиться не вовремя или некачественно.
  • Медленное принятие решений. Высокая степень бюрократизации и непрозрачность бизнес-процессов чреваты потерями времени и ресурсов. Они снижают скорость принятия решений и компания начинает сталкиваться с трудностями при внедрении новых услуг или продуктов, не может адаптироваться к требованиям рынка и клиентов.

Методы оптимизации бизнес-процессов

Внедрение улучшений может проходить как в рамках реализации стратегических целей компании, так и при наступлении критических обстоятельств, которые угрожают экономической безопасности, и требуют безотлагательных изменений. В зависимости от конкретной ситуации подбираются методы и инструменты оптимизации бизнес-процессов:

  • Инжиниринг. Этот метод подразумевает пересмотр и постепенное улучшение существующих бизнес-процессов для повышения эффективности работы, качества товаров и услуг, скорости производства и обслуживания и снижения издержек. Инжиниринг включает анализ существующих процессов, выявление слабых мест, разработку новых регламентов и стратегий, а также их поэтапное внедрение.
  • Реинжиниринг. Основное отличие между инжинирингом и реинжинирингом бизнес-процессов заключается в глубине и радикальности изменений. Инжиниринг бизнес-процессов направлен на поэтапное улучшение и оптимизацию процессов, тогда как реинжиниринг предполагает кардинальные изменения и полную перестройку, охватывает всю цепочку основных, вспомогательных и сквозных бизнес-процессов. Реинжиниринг требует большого количества ресурсов, усилий и задействует все уровни организационной структуры. Он является наиболее эффективным методом оптимизации, когда бизнес не приносит прибыли.
  • Непрерывное совершенствование. Это подход к оптимизации бизнес-процессов, ориентированный на достижение наилучших результатов. Главная идея этого метода заключается в том, что процессы всегда можно улучшать и совершенствовать, даже если они уже считаются эффективными. Принципы непрерывного совершенствования включают использование конкретных фактов и данных, основанных на измерениях и анализе, для принятия объективных решений о следующих шагах по улучшению процессов, а также активное участие всех сотрудников компании, начиная с высшего руководства и заканчивая исполнителями. Внедрение этой стратегии обеспечивает предприятию существенное конкурентное преимущество за счет возможности постоянной адаптации к меняющимся условиям.
  • Всеобщее управление качеством. Отличительная черта этой концепции — ориентация на клиента, поскольку качество продукции и процессов рассматривается с точки зрения создания ценности. Этот метод также предусматривает постоянное совершенствование, вовлечение сотрудников в процессы, связанные с улучшением работы, и увеличение степени их ответственности.
  • Теория ограничений. Метод оптимизации бизнес-процессов, который сосредотачивается на управлении ограничениями, препятствующими достижению целей организации. Повышение эффективности бизнес-процессов достигается за счет выявления слабых звеньев и устранения факторов, снижающих производительность.

Как оптимизировать бизнес-процессы?

В современных рыночных условиях основой для оптимизации бизнес-процессов становятся цифровые технологии, которые превратились в обязательный инструмент создания успешного бизнеса. Выбор конкретного программного решения зависит от ряда факторов, включая тип деятельности компании, специфику рынка, потребности клиентов и т.д.

Для управления сервисным обслуживанием и мобильным персоналом создана специализированная российская система СНАРЯД | FSM, которая позволяют изменить бизнес-процессы компании с учетом современных требований, проводить непрерывное совершенствование, выявлять и устранять узкие места.

Проведение оптимизации требует прозрачности процессов, которая позволяет вовремя выявлять недостатки и принимать обоснованные решения. СНАРЯД | FSM предоставляет в режиме реального времени полную информацию о внутренних и внешних процессах компании, включая работу сотрудников на удаленных объектах и коммуникации с клиентами. Это позволяет отслеживать производительность, устранять ошибки и быстро реагировать на возникающие проблемы.

СНАРЯД | FSM помогает устранить ключевые причины низкой эффективности бизнес-процессов. В частности, упрощаются коммуникации участников процесса и процедуры согласований, автоматизируются рутинные операции, вводится электронный документооборот.

Непрерывное совершенствование процессов обеспечивается за счет предоставления качественной аналитики и интеллектуального планирования, при котором алгоритмы находят наиболее оптимальные решения для построения рабочего процесса, учитывая множество критериев.

Поделиться статьей:
История успеха компании ICL

Как «пробить» потолок в выручке и повысить производительность персонала на 40%?

КЕЙСЫ, ФАКТЫ, ЦИФРЫ
29.09.2023
Стандарты качества обслуживания клиентов: как сформировать эффективный сервис?
Стандарты качества обслуживания клиентов – это документ, подробно описывающий модель взаимодействия с клиентом в конкретной компании, который призван обеспечить высокий уровень сервиса. В условиях высококонкурентной среды формирование сервисной стратегии становится для организаций весомым преимуществом, которое позволяет занять лидирующие позиции на рынке. Содержание: Зачем нужны стандарты? Какими должны быть стандарты? Как разработать стандарты? Способы оценки эффективности […]
22.09.2023
ITSM и ITIL: в чем разница методологий?
С каждым годом значение ИТ-технологий для бизнеса увеличивается. Сегодня они оказывают существенное влияние на деятельность компаний, их успех и развитие, поскольку за счет использования технологий появляются широкие возможности для оптимизации процессов, повышения эффективности и конкурентоспособности. Качество IT-услуг определяет стабильность и бесперебойность работы большинства компаний, поэтому к уровню сервиса бизнес предъявляет все больше требований. В статье […]
12.09.2023
Управление инцидентами ITIL (Incident management)
Библиотека инфраструктуры информационных технологий (ITIL) содержит лучшие практики по управлению процессами ИТ, которые применяются многими компаниями для обеспечения высокого уровня качества предоставляемых услуг. Одним из ключевых является процесс управления инцидентами ITIL, призванный оперативно ликвидировать сбои в работе и минимизировать связанные с ними потери для бизнеса. Содержание: Понятие инцидента в методологии ITIL Цели и задачи управления […]
05.09.2023
Что такое Customer Satisfaction Index (CSI) – для чего бизнесу считать?
Удовлетворенность клиентов является одним из факторов успеха сервисного бизнеса, поэтому компаниям необходимо регулярно проводить измерение и мониторинг динамики этого показателя. Для изучения потребительских настроений разработаны специальные метрики. Сегодня расскажем об индексе CSI — что это за показатель, как его рассчитать и использовать для улучшения клиентского опыта. Содержание: Что измеряет CSI? Достоинства и недостатки метрики Зачем […]
30.08.2023
Искусственный интеллект в промышленности
Все больше промышленных предприятий по всему миру внедряют технологии искусственного интеллекта. По оценкам экспертов за последние 10 лет объемы инвестиций в ИИ выросли в 26 раз и в ближайшем будущем продолжат расти столь же стремительными темпами. Применение искусственного интеллекта в промышленности уже сегодня позволяет решать множество задач — от прогнозирования сбоев в работе промышленного оборудования […]
22.08.2023
Важность GPS-контроля для разъездных сотрудников
Контроль — одна из функций управления, которая направлена не столько на соблюдение дисциплины, сколько на обеспечение достижения компанией поставленных целей. Если в офисе или на производстве сотрудники находятся под непрерывным наблюдением руководства, то мобильных специалистов контролировать сложнее. Из-за отсутствия системы отслеживания перемещений сотрудников, компания не может объективно оценить продуктивность работы, реальные затраты времени и ресурсов, […]
15.08.2023
Для чего необходима система управления инцидентами?
В работе любой компании происходят инциденты, которые нарушают нормальный ход бизнес-процессов, приводят к простоям, финансовым потерям и другим негативным последствиям. Одной из ключевых задач бизнеса является быстрое разрешение подобных нештатных ситуаций и сведение к минимуму их влияния на деятельность компании. В этом может помочь система управления инцидентами, об особенностях которой расскажем в статье. Содержание: Что […]
04.08.2023
Индекс удовлетворенности клиента CSAT: что это и как считать?
Установление долгосрочных взаимоотношений с клиентами позволяет компаниям добиваться успеха в условиях быстро меняющейся конкурентной бизнес-среды. Для этого используются различные метрики, помогающие оценить уровень сервиса, выявить недостатки и принять меры по улучшению клиентского опыта. В статье расскажем об индексе удовлетворенности клиентов CSAT — что это за показатель, как и зачем его измерять. Содержание: Что представляет собой […]
25.07.2023
Управление качеством обслуживания
В условиях обострения конкурентной борьбы на рынке услуг технического обслуживания и ремонта оборудования, а также повышения требований клиентов к уровню сервиса, все большее значение получают неценовые факторы конкуренции. Среди них особое место занимает качество предоставляемых услуг. Для получения компанией устойчивого конкурентного преимущества, необходимо создать систему управления качеством обслуживания, которая обеспечит уровень сервиса не только удовлетворяющий […]

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для Вас. Подробнее